История прихода

 

1920

 

После трёх лет гражданской войны, Красная Армия заставила войска Белого движения отступить к Крыму. В ноябре генерал Врангель отдал приказ об эвакуации. Около 150 000 человек – военные, их семьи, гражданские – покинули Родину и направились в Константинополь. Окончательным прибежищем для многих стали Болгария, Сербия, Тунис и Франция.

 

После окончания войны 1914-1918 гг., потери в которой достигли 1 500 000 человек, французские заводы нуждались в рабочей силе, а русские нуждались в работе, чтобы выжить.

 

1922

 

Первые русские переселенцы прибывают в Гренобль. Чтобы помочь новоприбывшим, Дмитрий Иванов (1) создаёт благотворительное общество. Он же находит полуподвальное помещение по адресу проспект Визиль, д. 5 (5, avenue de Vizille), на тот момент – овощной склад. Так положено начало русской православной церкви в Гренобле.

 

Эмигранты сразу позаботились о создании прихода. Первые богослужения о. Николай Соболев совершал в греческой школе (на первом этаже греческой церкви на бульваре Жозеф Валье (boulevard Joseph Vallier)) и в протестантской церкви (ул. Фурье, д. 2). Дмитрий Иванов руководил хором.

 

(1)

Обладая огромной музыкальной культурой и желая познакомить Запад с русским музыкальным наследием - светским и церковным - Дмитрий Иванов основал "Русский хор Гренобля", которым он руководил до 1971г.

 

1927-1929

 

Русская община обогатилась новыми членами, прибывшими в основном из Болгарии. Одних нанимают бригадирами, рабочими или просто дворниками на железобетонные заводы КОРАБА (COTRAB: Компания работников Белой армии), расположенные в ныне исчезнувшем районе Полигон (Polygone). Другие работают на предприятии Вискоза (Viscose: создание искусственного шёлка в Эшироль) или на целлюлозно-бумажном комбинате BEFK в Рив (Rives; впоследствии Arjomari, закрыт в конце 2011 г.). Немало русских нанимаются на электрометаллургический завод компании AFC Alais-Froges et Camargue (Péchiney) в Рьюпэру (Rioupéroux) в долине р. Романш (Romanche).

 

Гренобльская община – несомненно, самая крупная: примерно 500 человек. Она делится на три группы: работников КОРАБА, обеспеченных жильём в Полигон, Вискозы – в Ситэ Бовэр (Cité Beauvert) – и тех, кто обосновался в городе.

 

Члены русской диаспоры испытывают необходимость обрести собственное место для богослужений. Где основать приход? Митрополит Евлогий (Георгиевский), архиепископ Русской Православной Церкви в Западной Европе, отправляет о. Леончука познакомиться с тремя общинами (Гренобль, Рив и Рьюпэру). Решение принято: церковь будет находиться в Гренобле. На приход назначен о. Николай Езерский, бывший депутат Государственной думы Российской империи I созыва.

 

8 февраля 1928 г. Русская православная культурная ассоциация зарегистрирована в Префектуре Гренобля (в соответствии с законом 1901 г.). Церковь Воскресения Христова основана под юрисдикцией Вселенского Патриархата в Париже (ул. Дарю, д. 12).

 

Вискоза и КОРАБА внесли свою лепту в организацию церкви. В частности, Вискоза поставила древесину для иконостаса и пюпитров.

 

Ещё в 1925 г., церковь св. Тихона Задонского открылась в помещении, предоставленном во временное пользование заводом в Рьюперу. Приход окормлялся гренобльскими священниками до закрытия в 1959 г.

 

В том же 1925 году был основан приход в Рив, в замке Оржэр (château de lOrgère). Он окормлялся женевскими священниками и принадлежал к Русской Православной Церкви заграницей до окончательного закрытия в 1980-х гг.

После закрытия церковь в Рив была заброшена и стала жертвой вандализма. Мэрия планировала устроить в ней общественную организацию, однако проект был заброшен за неимением средств.

 

1931-1940

Рождественская ёлка 1933
Рождественская ёлка 1933 г.

Приходом Воскресения Христова заведует отец Георгий Шумкин.

 

Они с матушкой Анной Георгиевной занимаются одновременно многими вещами, в частности, катехизисом и русской школой, в которой дети учатся читать и писать по-русски и знакомятся с русской литературой. В своём домике в Ля Тронш (La Tronche) они принимают русских студентов.

В этот период русская община ведёт активную культурную жизнь: танцевальные вечера, постановки пьес, народные песни. И особенно много народа собирается каждый год вокруг рождественской ёлки.

 

 

 

Дмитрий Семёнович Стеллецкий
Дмитрий Семёнович Стеллецкий

 

 

 

 

 

Художник и иконописец Дмитрий Семёнович Стеллецкий, близкий друг о. Георгия, расписывает иконостас церкви в 1938 г.

 

Прихожане жертвуют храму иконы. Образы Спасителя и Богоматери написаны Татьяной Викторовной, сестрой Ксении Викторовны Брюнар (Brunard), президента Красного Креста. Образ Александра Невского написан на фанере в 1933 г. румынской художницей Марией Шульц.

 

 

 

Иконостас
Схема иконостаса, расписаного Стеллецким для прихода

В 1940 г. о. Георгий Шумкин уезжает в Лион. На некоторое, довольно непродолжительное время его заменяет молодой священник Валентин де Башст (Valentin de Bachst).

Епископ Роман (Золотов)
Епископ Роман (Золотов)

 

1941-1946

 

Приходом руководит о. Николай Малолетинков.

 

Военные годы выдались особенно тяжёлыми для гренобльской общины – как, впрочем, и для всей русской диаспоры во Франции. Из-за политических событий возникли разногласия между про- и антисоветски настроенными людьми.

 

В 1945 г. делегация из столицы СССР предложила митрополиту Евлогию вернуться под омофор Московского Патриархата. Но митрополит Евлогий скончался в 1946 г., а Его Преосвященство Владимир, епископ Ниццы, подтвердил принадлежность архиепископии к Константинопольскому Патриархату. Он же назначил о. Романа Золотова на приход в Гренобле.

 

О. Роман станет епископом Ниццы и будет активно заниматься приходом до самой смерти.

 

1946-1947

 

После войны начинают прибывать советские граждане, которым удалось покинуть СССР. Зачастую, это пленные, захваченные немцами во время оккупации и решившие не возвращаться после освобождения лагерей войсками стран-союзниц. Это - вторая волна эмиграции. Некоторые из её членов пополняют гренобльский приход.

 

 

С другой стороны, часть русских, убеждённые советской пропагандой, едут в СССР – это так называемые «возвращенцы». Одни уезжают, другие умирают, меняется само общество – и русская община начинает уменьшаться.

 

28 и 29 ноября 1949 в замке Оржер состоялся синод православных архиепископов из Лозанны, Лондона, Парижа и Лиона, который явно обозначил дистанцию в отношении Москвы.

 

 

Дмитрий Константинович Николаев
Дмитрий Константинович Николаев

 

 

До 1962 года старостой прихода был Дмитрий Константинович Николаев. Во время войны он оплачивал аренду помещения церкви, настолько сложным был этот период для всех прихожан (безработица, нехватка денег).

 

 

В 1957 году, благодаря его компетентности и расторопности, состоялась покупка помещения в доме по номеру 5 на проспекте Визиль. Он взял на себя все заботы по взаимосвязям с новым владельцем - Архиепископством.

 

 

С 1946 по 1965 последним священником, назначенным на Гренобльский приход, был о. Михаил Фирсовский. О. Роман (Золотов) помог ему во время покупки помещения церкви.


Далее…

 

 

После о. Михаила, средства прихода не позволяют сдержать священника. Поэтому из собора в Ницце для совершения богослужений приезжают сначала епископ Роман, затем о. Иоанн (Янкин). Отныне службы будут проходит только раз в месяц. Культурная жизнь замирает.

 

 

С 1962 по 2005 Валентин Матиас занимает должность церковного старосты. Деятельный, добросовестный, он и его супруга Эльвира многое сделали для прихода.

 

 

В 1970 в Гренобль возвращается художница Галина Махрова, урождённая Климова (1922- 2004), дочь русских эмигрантов, работавших на КОТРАБА. Она находит церковь своего детства немного бедной и предлагает украсить её фресками со сценами из жизни Иисуса Христа и Богоматери. Она и берётся за работу по старинной технике «аффреско», которую она изучила в Париже под руководством иконописца Леонида Александровича Успенского (1902-1987).

 

 

Вплоть до 1985 года, группа неравнодушных и энергичных прихожан организовывала каждый год Рождественскую ёлку в зале Морийо, улица Вьё-Тампль (salle Morillot, rue du Vieux-Temple). Там собирались не только дети, но и вся община, к которой присоединялись французские друзья. С 1968 года в празднике участвовала группа народной песни «Ивушка», управляемая Ириной Куттляйн, в девичестве Позняк, внучкой русских эмигрантов и преподавателем русского языка в лицее Шампольон в Гренобле.

 

Рождественская ёлка 1969
Рождественская ёлка 1969

В последние годы

После Перестройки и падения Советского союза, русские новой волны эмиграции прибывают в Гренобль: учёные, студенты, молодые семьи – часто смешанные. Они вдыхают новую жизнь в приход, который включает теперь около пятнадцати детей.

 

После смерти о. Иоанна Янкина в 1996 г., Париж взял на себя обязанность по возможности присылать священников в Гренобль. Случалось, что службы не проводились, т.к. не было свободного священника.

 

В 2004 году Архиепископство прислало о. Андеря Дробота. В марте 2005 он был назначен настоятелем прихода. С тех пор приход находится в более стабильном состоянии и более сплочён.

 

Было организовано паломничество в церковь Св. Николая в Южине, где Архиепископ Алексей Медведков (святой праведный Алексий Южинский), канонизированный в 2003 г., служил в тридцатых годах. С апреля 2012 церковь носит также и его имя.

 

В январе 2013 была вновь организована Рождественская ёлка.

 

О. Андрей приезжает раз в месяц, за исключением Рождества и Пасхи, когда его замещает другой священник. Он оживляет связи в общине, организуя дружеские и духовные встречи за чаепитием до Вечерни в субботу иди в ресторане после воскресной Литургии. Каждый год весной или осенью проходит приходской праздник. С осени 2016 г. в связи с новыми обязанностями о. Андрея, его часто замещает о. Алексей (Пешев), поддерживающий эти добрые традиции.

 

 

Хор

У гренобльского прихода всегда был свой хор.

 

Сформированный Дмитрием Ивановым, с 1928 по 1940 он находился под руководством Павла Яковлевича Кобца. За ним последовали г-н Павленко, Александр Зимин (1947-195?), Павел Васильевич Стрекалов и Михаил Михаиловия Гартинский.

 

С 1968 по 1987 Александр Плотто уверенно руководит хором. Он проводит колоссальную работу - от руки переписывает все партитуры.

 

С 1988 по 1992 его сменяет Нелла Лазорчак.

 

С 1992 по 2012 Элен Рэйно исполняет функции регента.

 

Затем хор продолжает петь во время служб уже без регента. Фредерик Дээ-Плишон отдаёт много времени и сил для организации работы хора в этих обстоятельствах.